Фестиваль женского бизнеса собрал в отеле «Эрмитаж» более 100 участниц – предпринимательниц, ремесленниц и просто женщин, заинтересованных в открытии и развитии своего бизнеса.
На фестивале выступили спикеры – владелицы бизнесов и специалисты в разных сферах (бьюти, общепит, интернет-продажи, бренд одежды) на темы, связанные с организацией бизнеса, построением команды, маркетингом и PR-коммуникациями, работой по франшизе, автоматизацией бизнеса и преодолением кризисов. Участницы также смогли получить бесплатные консультации от спикеров и других приглашенных экспертов в формате быстрых бизнес-свиданий.
Фестиваль был организован Брестским местным фондом регионального развития совместно с бизнес-клубом TouchLife в рамках инициативы «Продвижение и развитие женского социального предпринимательства как поддержка МСП Березовского района» проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», который финансируется Европейским союзом и реализуется Программой развития ООН (ПРООН) в партнёрстве с Министерством экономики Республики Беларусь.
Топ-3 советов от спикеров фестиваля
Мария Гречко, консультант в сфере маркетинг-коммуникаций
- Владельцу бизнеса полезно обучиться таргетинговой рекламе. Это сфера, в которой мало хороших специалистов и где вас просто обмануть.
- Главная маркетинговый принцип: запускай – пробуй – исправляй.
- Чтобы измерить эффективность компании, необходимо сформировать работающую воронку продаж, оценивать окупаемость инвестиций (ROI), и контролировать достижение поставленных цели (качественных и количественных)
Ирина Трубчик, управляющий партнер G.Bar Брест
- Франшиза – это не страшно. Но только если она грамотно организована.
- Работа по франшизе может мотивировать: интересно посмотреть, что у коллег в других городах, и посоревноваться с ними по результатам.
- Бренду необходимы точки дифференциации – уникальные отличия от конкурентов, которые невозможно повторить или воссоздать. Они могут быть рациональными и эмоциональными.
Дарья Соловьева, соучредитель бренда одежды MUA
- Не каждая возможность — действительно возможность. Иногда одна кажущаяся большой перспектива может погубить множество более скромных побед, заморозив твое время, средства и сотрудников.
- Нужно соблюдать принцип продуктивной паранойи: в самым спокойных, предсказуемых, благоприятных ситуациях нужно помнить, что обстоятельства могут обернуться против вас.
- Виртуозная коммуникация с клиентом дает возможность владеть отношениями и создавать прочные эмоциональные связи. Людям нужно продавать не товары, а впечатления.
Светлана Грищук, директор сети кондитерских «Будешь булочку»:
- Собственник должен постоянно обучаться, а также какое-то время быть готов жить на производстве, чтобы все было сделано так, как ему надо. Потому что сотрудник не всегда понимает тот стандарт, который определил владелец.
- Главные принципы отработки навыков новых сотрудников: четкий алгоритм, присмотр старшего и доверие.
- Контроль необходим на всех этапах и участках работы, при этом важно делегирование полномочий.
Виолетта Данильчик, руководитель ecobar.by
- Онлайн-бизнесу помогает вырасти терпение, вовлеченность собственника, wow-сервис, автоматизация и интернет-маркетинг.
- Клиент может быть неправ – не работайте с м*даками. Так же как и сотрудник – вовремя удаляйте из команды токсичных людей.
- Интернет-магазин как SPACEX – для успешного и долгого полета нужно использовать современные технологии.
Артем Данильчик, директор radis.by
- CRM-системы нужны не только крупному бизнесу со своим производством, они могут упорядочить рабочие процессы и сэкономить средства в самых разных сферах и масштабах.
- CRM-систему нужно подбирать под свой бизнес и исходя из своих потребностей, CRM для продажи услуг и товаров должны отличаться функционалом.
- Эффективность внедрения CRM-системы можно оценить по времени операции, степени удовлетворенности клиентов и эффективности менеджеров.
Впечатления участниц фестиваля
Марта Белькевич, директор студии дизайна интерьеров Boont:
— Приятно было увидеть здесь многих людей, которых я знаю, но давно не встречала. Каждый работает в своей сфере, и пересекаться особо негде. Такие встречи круты тем, чтобы напомнить о себе и наладить коммуникацию и бизнес-среде города.
Полезным для меня было выступление маркетолога Марии Гречко, благодаря которому я в очередной раз убедилась, как важна маркетинговая стратегия. Пока мы двигаемся более интуитивно, хотя все время пытаемся работать над стратегией. Я записала для себя идеи и решила вплотную заняться этим направлением.
Выступление Дарьи Соловьевой (бренд одежды MUA) о «черных лебедях» — непрогнозируемых кризисах, которые переживал ее бизнес, меня очень вдохновило и поддержало. Важно было услышать о том, как они выходили из непростых ситуаций, ведь, несмотря периодически возникающие серьезные проблемы бренд дальше существует и развивается. Это вселяет уверенность, что я тоже так смогу. Мне иногда кажется чуть ли не концом света, когда человек уходит из проекта, а Дарья рассказала, как они преодолели кризис, когда ушла практически вся команда. Для меня это потрясение и большой пример.
Анна Яцкевич, художница и владелица бренда одежды LOOK&BOOK:
— Меня радует, что в Бресте есть столько девчонок с собственными проектами, которые интересуются, обучаются, обмениваются опытом. Я сама вдохновилась классными примерами женских бизнесов. Интересный кейс у кондитерской «Будешь булочку». Их булочная, кстати, находится в моем доме, и почему-то я думала, что это минская сеть, а оказалось, что наша, локальная. Впечатлило, что директор Светлана Грищук – женщина, которая до открытия сети никогда не работала, долго была в декретном отпуске, растила детей. И в довольно зрелом возрасте она не побоялась открыть свой бизнес, реализовать интересный масштабируемый проект. Теперь еще приятнее покупать в этой кондитерской булочки.
Выступление Дарьи Соловьевой мне было интересно, потому что у нас пересекаются тематики бизнеса. Многие моменты, которые она рассказывала, мне близки. Иногда случаются большие факапы и думаешь: все, нужно закрываться. Когда я слышу, как крупный бренд несколько раз буквально начинал с нуля, это очень мотивирует. Кризис может быть очередной ступенькой. У меня тоже бывали такие периоды. В этом году из-за пандемии было непросто, периодически я думала, что мы закроемся. Но оставалась за счет того, что мое дело мне очень нравится и вдохновляет, даже когда я не получаю прибыль, а получаю проблемы. Если ты чувствуешь, что не сильно влюблен в свой бизнес, мне кажется, лучше не просто закрывать проект, а подготовить его к продаже. Из личного опыта: пока ты будешь этим заниматься, возможно, влюбишься сильнее, найдешь ресурсы на его развитие и не придется его ни продавать, ни закрывать.
Екатерина Телегина, владелица Greenweis.by
— Я не первый день в предпринимательстве и мне всегда важен опыт других людей. Не то, что написано в книгах, которые все мы читали, а реальный опыт квалифицированных собственников, и еще лучше – локальный, белорусский или региональный. И здесь я получила возможность с ним познакомиться.
Виолетта Данильчик из ecobar.by меня вдохновила – именно таким, по моему мнению, должен быть руководитель: полностью ориентирующимся на рынке, знающим каждое звено своей работы, кто за что ответственен, какие результаты. Хотелось бы быть такой же. Полезным было выступление Артема Данильчика (radis.by) об автоматизации бизнеса. Я понимаю, что для производства это крайне важные вещи. Почерпнула для себя некоторые моменты.
Ценны также знакомства с новыми людьми. Хотелось бы, чтобы такие мероприятия проходили чаще. Люди, которые занимаются бизнесом, не всегда имеют время, чтобы самостоятельно налаживать коммуникацию друг с другом, особенно, не в непосредственно своей сфере бизнеса, а такие форумы могут быть хорошим местом для нетворкинга.
Мери Бабелян, smm-менеджер:
— Я очень рада и вдохновлена тем, что в Бресте так много предпринимательниц. Я недавно была на другом бизнес-форуме, и один из участников, мужчина, бросил такую фразу: бизнес – это не женское дело, женщина должна заниматься домашним очагом. Я была очень возмущена! Я считаю, что гендер вообще не играет роли, все зависит от человека, его характера, амбиций, навыков. Физиологические отличия полов, конечно, есть, но на организацию бизнеса они не влияют. Гораздо больше влияет вот такое стереотипное общественное мнение.
Хочется ответить этому мужчине: приходи на фестиваль женского бизнеса и посмотри, как много женщин-предпринимательниц, которые построили успешные бизнесы и в Бресте, и в других местах. Это еще раз показывает, что женщины хотят развиваться в своем деле, женщины – для бизнеса, и нет в этом никакого противоречия. Вдохновляет, что я точно не одна, если у них получилось, то и у меня тоже получится. Я расширила свой кругозор, пообщалась с интересными людьми и рада, что у нас в Бресте, наконец, появляется организованное бизнес-сообщество.
Ирина, в декретном отпуске:
— Скоро у меня заканчивается декрет, и я не хочу возвращаться на прошлое место работы, на 8-часовой день с бумажками. Некоторые мои знакомые отучились на мастеров в бьюти-сфере и я вижу, как они работают на себя, зарабатывают, совмещая с воспитанием детей, которые чаще видят маму. Мне это очень интересно, хотя и страшно, пускай я знаю, что супруг меня точно поддержит.
Интересно было послушать выступление Ирины Трубчик про открытие бьюти-бара G.bar по франшизе. Я задумалась о такой возможности, хотя до этого даже не думала, что свои накопления можно так вложить. Теперь меня вдохновляет идея организовать место работы не только для себя, но и для других.
На бизнес-консультации удалось получить представление, как вообще выглядит открытие бизнеса, и я поняла, что точно пойду учиться дальше, чтобы получить еще больше знаний и подойти к этому грамотно и с умом. Организаторам большая благодарность за такую возможность, тем более, бесплатную! Хотя все, что я сегодня услышала и узнала, определенно стоит денег.