Как в Бресте готовили тренеров по теме социального предпринимательства
Брестский местный фонд регионального развития занимается проектами в сфере развития бизнеса с социальным аспектом не первый год. Раньше целевой аудиторией были женщины, последний же проект посвящен обучению тренеров в сфере социального бизнеса.
Координатор проекта «Train-The-Trainer: повышение квалификации белорусских тренеров в области социального предпринимательства» Виктория Радчук признается, что идею подсказала сама жизнь:
«На стадии реализации предыдущих проектов мы столкнулись с нехваткой тех, кто мог бы учить. Потому мы обратились в DVV International за поддержкой, собрали команду тренеров и обучили их основам социального предпринимательства. И они стали проводить тематические семинары для потенциальных социальных предпринимателей в регионах. По сути, мы решили закладывать основу, как для своей собственной дальнейшей работы, так и для бизнеса целиком», — рассказывает Виктория.
Участниками тренингов для тренеров стали уже имеющие опыт в проведении образовательных мероприятий специалисты из бизнес-областей и смежных сфер. Главным условием были навыки работы с людьми, поскольку в дальнейшем участники должны применять полученный опыт на практике, обучая социальных предпринимателей.
«В итоге мы собрали группу из 20 человек со всей Беларуси. Провели для них двухдневный семинар, на который пригласили эксперта, одного из самых знаменитых тренеров по социальному предпринимательству из Германии Норберта Кунца, а также белорусского эксперта Людмилу Корбут», — делится впечатлениями Виктория.
Но семинар не был единственным событием проекта: обученные тренеры задавали вопросы и поднимали темы, под которые организаторы проводили дополнительные встречи. Затем каждый тренер разрабатывал свой тематический семинар и проводил его для потенциальных социальных предпринимателей. Такие обучающие семинары прошли в разных уголках Брестской области. Всего их было 12.
Участниками образовательных встреч стали те, кто еще только собирается начать свой социальный бизнес, и те, кто уже им занимается, но зачастую даже не догадывается, что он – социальный предприниматель.
В ходе обучения тренеров выявилась разница между термином «социальное предпринимательство» в его общеевропейском и белорусском смыслах.
«У нас социальное предпринимательство ограничивается исключительно той сферой, в которой заняты люди с особыми потребностями либо с инвалидностью. Между тем, в той же Германии подход к социальному предпринимательству гораздо шире, – говорит Виктория. – Там социальным предпринимательством считается такой вид бизнеса, который помогает решать социально-значимые проблемы. Так, например, обувная компания может закладывать в стоимость обуви вторую пару, которая отправляется малообеспеченным слоям населения в Африке».
Координаторы и эксперты проекта сошлись на том, что Беларуси следует вносить изменения в законодательство и делать социальное предпринимательство привлекательным.
«Уровень развития социального предпринимательства в Германии вдохновляет. Равно как и поражают правовые основы функционирования социального бизнеса, широкая сеть законодательного регулирования и предоставления льгот. Мне, как юристу, ясно, что в Беларуси в сфере развития социального бизнеса существует законодательный пробел. Но это означает, что нам есть к чему стремиться. И мы можем работать в этом направлении», – говорит тренер-консультант в сфере социального бизнеса Алеся Теребей.
По мнению Алеси, изменения в законодательстве помогут белорусам понять, что, занимаясь социальным предпринимательством, они получат льготы и поддержку со стороны государства: «Пока большинство тех, кто занимается социальным бизнесом, – альтруисты. Однако, как только на уровне законодательства структурируется нормативная база, станет очевидно, кому и зачем это нужно, и нужно ли, потому что социальный бизнес – это все-таки, в первую очередь, бизнес».
Впрочем, тренер проекта, доцент Брестского государственного технического университета, Татьяна Драган уверена, что путь в социальное предпринимательство у каждого свой.
«Кто-то видит в нем решение своих проблем, кто-то – новый способ ведения бизнеса. Студенты сейчас очень внимательны к социальным проблемам, к вопросам экологии. Они переживают за свое будущее, понимают, что бездумное потребление сегодня – не вариант. У людей возникает потребность оставить после себя планету, на которой можно будет жить», – говорит Татьяна Драган.
Эксперт уверена, что социальному предпринимательству в Беларуси практически ничего не мешает, но ряд социальных проектов просто не может выйти за рамки безубыточных, а, значит, без помощи государства им не обойтись.
Мини-проект реализован в рамках проекта «Учиться, чтобы действовать», реализованного в Беларуси Представительством зарегистрированного общества «Deutscher Volkshochschul-Verband e.V.» (ФРГ) в сотрудничестве с Ассоциацией дополнительного образования и просвещения. Проект финансировался Европейским Союзом и софинансировался DVV International (из средств Федерального министерства экономического сотрудничества и развития).
Источник: adukatar.net